Кто такой Масутацу Ояма?

Кто такой Масутацу Ояма?

Кореец по национальности, Ояма родился 27 июля 1923 года в Юго-западной Корее близ Сеула и был четвертым сыном в большой семье. Его отца звали Чой Хйон-сын (яп. Сай Сёгэн), мать - Пу Ён (яп. Фу Ё).

Настоящее имя великого мастера - Чхве Ён И, по другим источникам - Ёнг И Чой. Масутацу Ояма - псевдоним, означающий "умножающий свои достижения, подобные высокой горе".

С 9 лет, во время учебы в начальной школе, под руководством своего первого наставника господина Йи он начал изучать "форму восемнадцати рук" стиля южно-китайского кэмпо и уже в 1936 г. получил черный пояс. Среднюю школу Ояма закончил в Сеуле.

В 1938 г. Ояма приехал в Японию, где поступил в Авиационную техническую школу префектуры Яманаси, чтобы стать пилотом. В этом же году он получает 1-й дан по каратэ Сётокан. В начале 40-х гг. Ояма поступает на отделение менеджмента университета Такусёку и вскоре становится учеником Гитина Фунакоси, одного из трех окинавских мастеров, принесших каратэ в Японию. В возрасте 17 лет он получает 2-й дан, а ко времени мобилизации в армию в 1943 г. он уже имел 4-й дан.

Несмотря на то, что рубеж, который он уже взял, был действительно очень высоким, молодой Ояма еще не был удовлетворен и искал новую вершину, чтобы покорить и ее. В 1946 г. Ояма начинает заниматься каратэ в зале Камбукан ("Корейском дворце воинского искусства"). Его новым наставником становится корейский мастер Со Нэйтю (кор. Чо Нйончу). Всего через несколько месяцев Ояма получает почетный 4-й дан по программе школы.

В 1946 г. Ояма переводится на факультет физического воспитания университета Васэда. К этому времени наблюдается постепенное угасание традиционных искусств Будо. Каратэ все более вырождается в условно-игровой вид "бесконтактного" спортивного состязания. В 1946 г. Ояма предпринимает первый практический шаг - проводит уединенные тренировки на горе Минобу так же, как когда-то это делал Миямото Мусаси. Тренировки в горах были очень тяжелыми. Ояма обычно выжимал на скамье свой собственный вес (80 кг) 500 раз в день, а также развил необыкновенную прыгучесть, перепрыгивая через быстро растущий лен сотни раз в день. В итоге Ояма прожил на горе Минобу один год. Усилия Оямы очень скоро приносят плоды.

В 1947 г. он одерживает убедительные победы над всеми соперниками и становится победителем турнира, который проводила организация Энсинкай - "Общество совершенного сознания". Турнир проходил в гимназии Маруяма в г. Киото.

В 1948 г. он вновь уходит в горы, чтобы в одиночестве сосредоточиться на совершенствовании техники, укрепить тело и дух и сформировать свой путь в каратэ. На горе Киёсуми, где некогда жил знаменитый буддийский монах Нитирэн, в течение полутора лет Ояма проходит исключительно тяжелый курс строгой дисциплины. Он вставал в 4 часа утра. Его тренировки продолжались по 12 часов в день и включали разбивание камней, медитацию в потоке водопада и использование деревьев как природных макивар.

В 1949 г. Ояма возвращается к цивилизации и открывает додзё в Татэяма. Так как сила и желание проверить свои возможности прямо-таки кипели в молодом Ояме, он в течение 7 месяцев живет поблизости от скотобойни, где практикуется в убое быков голыми руками. За это время с помощью ударов "сюто-ути" от отломал рога у почти 50 быков и убил еще 2-х.

В 1951 г. Масутацу Ояма возобновляет свои занятия дзюдо, поступив в додзё обладателя 8-го дана Кодзо Сонэ, находившееся в токийском районе Асая. По результатам этих тренировок Ояме был присвоен 4-й дан по дзюдо.

В 1952 г. по приглашению Чикагской Профессиональной Ассоциации борьбы Ояма посетил США, где за 11 месяцев провел 32 показательных выступления, участвовал в поединках и выступал с лекциями. В первом же бою Ояма с помощью ударов кулаками по корпусу за 2 минуты свалил борца по имени Дик Рил, который предлагал 1000 долларов любому, кто побьет его в открытом соревновании. Всего Ояма провел 7 боев с профессиональными боксерами и борцами, все из которых он выиграл нокаутом, обычно одним ударом. Причина, по которой бои не продолжались долго, была простой. Сам Ояма описывал ее так: "Мой тренировочный метод сильно отличается от методов, которыми пользуются борцы или боксеры. Я тренируюсь с установкой, что я должен повергнуть противника единственным ударом. Если я не могу сразу провести такой удар, то обычно требуется не более трех ударов. Первый останавливает противника, второй делает его жестким как доска, а третий приводит к полному нокауту".

После возвращения из Америки японская кинокомпания Сётику Моушн Пикчерз предложила Ояме заснять на пленку его бой с быком. Ояма соглашается на это предложение, чтобы продемонстрировать возможности человека, владеющего приемами каратэ. Схватка с быком происходила в январе 1953 г. в маленькой рыбацкой деревне Явата вблизи г. Татэяма. Бой, на который съехались репортеры и журналисты со всей Японии, продолжался 35 минут. 5-летний бык, весивший 450 кг, имел рога длиной 25 см и диаметром у основания 10 см. В тяжелейшей схватке, нанеся Ояме серьезную травму своими рогами, бык был повержен. С нескольких попыток Ояме удалось срубить ему рог ударом "сюто".

В 1953 г. он вновь едет в США и приобретает там особую популярность, срубив рога у быка в г.Чикаго. Американцы прозвали его "божественным кулаком" или "рукой господней".

В 1954 г. Ояма возвращается в Японию. 14 января и 7 ноября 1954 г. снова проводятся показательные бои с быками (соответственно на побережье Явата поблизости от г. Татэяма и в префектуре Тиба). Гогэн Ямагути вручает Ояме сертификат на обладание 7-м даном Годзю-рю и присваивает звание кёси ("наставника").

В 1954 г. открылась первая тренировочная площадка Оямы на пустыре в районе Мэдзиро в Токио, на задворках его дома. Ученики, пришедшие к Ояме в 50-е и в начале 60-х гг., в дальнейшем составили когорту славы Кёкусина, став блестящими мастерами каратэ. Это Сигэру Ояма, Ясухико Ояма, Итиро Харуяма, Тадаси Накамура, Кэндзи Куросаки, Хидэюки Ашихара, Ёсидзи Соэно, Юдзо Года, Сигэо Като, Хацуо Рояма и многие другие. В их тренировках и спаррингах и рождался стиль Кёкусин. Однако в 50-х гг. самого этого названия еще не было, и этот стиль называли просто "каратэ додзё Оямы".

В 1955 г. американские покровители снова приглашают Ояму в США. Он также посещает Южную Америку и Европу и проводит бои против множества соперников, а также демонстрирует свои феноменальные достижения. Очень популярным становится трюк со срубанием горлышка у бутылки из-под виски.

11 ноября 1956 г. состоялось последнее публичное выступление Оямы в Японии. Оно проходило на арене токийского спорткомплекса Дэнгэн-коросиаму. Ояме удалось справиться с быком всего за 3 минуты.

В 1956 г. Ояма прерывает отношения с Ямагути и открывает додзё в бывшей балетной студии рядом с университетом Риккё-дайгаку в районе Икэбукуро, которое получило название "Зал каратэ для драк Оямы" ("Кэнка каратэ "Ояма-додзё"). Это додзё стало началом Кёкусин-кайкан как организации и находилось в каких-нибудь 500 метрах от нынешней штаб-квартиры (хонбу-додзё) Международной организации каратэ (IKO). Был провозглашен принцип: 1000 дней тренировок - курс новичка, 10000 дней - проблеск тайны. Это свидетельствовало о высочайших требованиях нового стиля - Кёкусин Будо-каратэ.

В 1957 г. в додзё Оямы тренировались уже 700 человек, несмотря на высокие требования. Многие из первых учеников Оямы приходили из других стилей, и если он видел у них какие-то новинки, он постепенно внедрял их в свою систему, если они были эффективны. Первоначально каратэ Оямы преподавалось в первую очередь как боевое искусство. От учеников требовалось наносить и принимать удары без всяких ограничений.

В 1958 г. публикуется книга "Что такое каратэ", ставшая первым бестселлером из книг о японском каратэ. Ояма снова появляется в США для преподавания и показательных выступлений. На Гавайских островах организуется первое иностранное отделение Кёкусинкай.

В 1959 г. на Гавайях проводится первый официальный турнир по Кёкусинкай, на котором Ояма дает показательное выступление. В Итиномия (префектура Тиба) проводится первая летняя тренировочная школа. Ояма посещает США и Европу.

В 1960 г. Ояма снова в США и Европе. Проводится второй Гавайский турнир. В 16 странах открываются 72 отделения школы Кёкусинкай.

В 1962 г. Ояма едет в Европу и США для изучения различных видов борьбы и для демонстрации каратэ. Проводится четвертый Гавайский турнир. В Японии додзё Оямы присваивает черные пояса 20 человекам. В додзё появляются иностранные ученики.

В 1963 г. Ояма совершает поездки в Европу, Америку и Южную Африку. В районе Икэбукуро в Токио начинается строительство здания главной штаб-квартиры Кёкусин-кайкан Хонбу. Проводится второй Северо-Американский турнир. В это же время впервые стало употребляться название Кёкусин.

В 1964 г. сдается в эксплуатацию 4-этажное здание Кёкусин-кайкан (Дворец Общества абсолютной истины). Создается головная организация (Хонбу) и учреждается Международная Организация Каратэ (International Karate Organization). Кайтё (президентом) Кёкусин-кайкан становится Ё.Сато, бывший премьер-министр Японии, недавно получивший Нобелевскую премию. Масутацу Ояма становится канчо (директором).

В 1965 г. впервые проводится зимняя школа на горе Мицуминэ. Публикуется книга "Это каратэ", которая становится известна как библия каратэ. В это издание вошло 3000 страниц пояснительного текста и 20000 фотографий.

В 1966 г. представители таиландского бокса (муай-тай) бросают вызов японскому каратэ, который был принят только школой Оямы. Додзё Оямы посылает троих учеников (Тадаси Накамуру, Кэндзи Куросаки и Акио Фудзихиру) в столицу Таиланда Бангкок, где они выигрывают 2 боя из 3, восстанавливая престиж японского каратэ и помогая ему обрести хорошую репутацию. Кёкусин-каратэ признается сильнейшим из всех японских боевых искусств.

В 1966 г. выходит книга "Динамичное каратэ", начинает издаваться японский журнал "Современное каратэ". Организуются отделения IKO в США и Южной Америке. В 1967 г. публикуется книга "Жизненное каратэ".

В 1968 г. Ояма издает автобиографическую книгу "Путешествие вокруг света с поединками" и осуществляет большое заморское турне с посещением Гавайев, США, Британии, Европы и Иордании. Основываются отделения IKO Европы, Среднего Востока, Южно-тихоокеанского региона.

В 1970 г. публикуются книги "Класс каратэ" и "Усложненное каратэ". Ояма посещает Европу для участия во встрече руководителей отделений.

В 1971 г. выходит книга "Людям, которые начали заниматься каратэ". В 1972 г. выходят книги "Боевой дух" и "Кэнка каратэ". Сборная команда Японии по бесконтактному каратэ проиграла на бесконтактном Первенстве мира в Париже. Ояма был сильно расстроен из-за этого и опубликовал большую статью с изложением своих негативных взглядов на бесконтактное каратэ.

В 1973 г. Ояма посещает отделения организации по всему миру в связи с подготовкой 1-го Чемпионата мира, проведение которого планируется через 2 года. Выходит книга "Моя жизнь в каратэ".

В 1974 г. Ояма проводит показательное выступление для иранского принца Шарама и присваивает ему почетный 2-й дан. От имени всех отделений кантё Масутацу Ояма награждается 9-м даном.

В 1994 г., в возрасте 71 года Масутацу Ояма умирает от рака легких.

Символика

Каратэ киокушинкай – один из самых распространенных направлений современного каратэ. Известность киокушинкай получил благодаря стараниям мастера каратэ Масутацу Оямы, который и является его основателем. Самой известной и показательной стороной киокушинкай является техника тамэси-вари – разбивание предметов ударными частями тела.

Несмотря на, казалось бы, агрессивную энергетику стиля каратэ киокушинкай на самом деле имеет сложную и в целом, вполне миролюбивую философию. Это становится очевидным, если попытаться понять истоки стиля. Символика каратэ киокушинкай как нельзя лучше помогает обнаружить эти истоки.

Символика каратэ киокушинкай довольна скромна. В ней нет богато украшенных эмблем, исписанных иероглифами знаков. Символика каратэ должна быть простой и понятной, и этот принцип максимально воплощает символика киокушинкай, которая состоит всего из двух элементов.

Первый элемент символики каратэ киокушинкай – это канку. Канку – это древний символ, который происходит из одноименного ката, в котором человек выполняет приветствие солнцу. Так условно можно обозначить движения, которые он выполняет. Руки с раскрытыми ладонями поднимаются вверх, как бы очерчивая круг. Они формируют фигуру, которая и легла в основу символа канаку. Белый круг, в котором расположен знак, похожий на ромб с вогнутыми ребрами, в середине которого просвет. Канку отражает положение рук при выполнении ката канку – сомкнутые пальцы, сквозь которые человек смотрит на небо.

Вторая составляющая символики каратэ киокушинкай – это ченден, иероглиф, в котором закреплено название стиля. Ченден состоит из трех простых иероглифов: киоку (предел), шин (истина) и кай (союз, общество). Таким образом, три иероглифа в соединении дают нам перевод названия киокушинкай – общество абсолютной истины.


Возврат к списку